Рекомендации по этике

Рекомендации по этике. Скачать (формат - .pdf)

Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям

Особый публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих (далее – служащие), обусловленный исполнением полномочий государственных органов и органов местного самоуправления
(далее – государственные (муниципальные) органы), налагает на данную категорию лиц ряд специальных установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований. Принципы служебного поведения государственных служащих также содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).

Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Профессиональная деятельность служащих, замещающих руководящие должности, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы, непосредственно ассоциируются с государственными (муниципальными) органами, в связи с чем, обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации, в том числе и во внеслужебное время.

Служащие, замещающие руководящие должности, своим личным примером формируют правила поведения подчиненных.

Вне зависимости от занимаемой должности необходимо помнить, что служащий не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Служащему рекомендуется до совершения какого-либо поступка задуматься о том, как это будет воспринято коллегами по службе, и прислушаться к их профессиональным советам.

При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), в том числе в социальных медиа, в личных целях необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно. Недопустимо размещение служащим изображений, текстовых, аудито-, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением служебных обязанностей.

Важно помнить, что информация, опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.

Предоставление и публичное размещение информации от имени государственного (муниципального) органа имеют право осуществлять только лица, уполномоченные на размещение и предоставление такой информации.

Служащий должен помнить, что его неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе.

В целях противодействия коррупции и иным правонарушениям служащему рекомендуется руководствоваться в своем поведении при исполнении должностных обязанностей следующими основополагающими морально-этическими ценностями:

- честность;

- беспристрастность.

Служащий при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебных отношениях должен не допускать каких-либо поступков, способных вызвать сомнения в порядочности его действий и тем самым подорвать доверие общества к деятельности государственных (муниципальных) органов.

Неэтичный поступок служащего, в том числе совершенный во внеслужебное время, в случае если он влечет причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе, может стать предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов и повлечь наступление ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, если данный поступок был связан с использованием его должностного статуса и (или) является нарушением установленных ограничений, запретов и требований.

С учетом анализа правоприменительной практики, включая работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, служащим рекомендуется исключить возникновение следующих неэтичных поступков.

1. Внеслужебное общение с заинтересованными лицами.

Личные дружеские взаимоотношения, включая встречи в свободное от работы время, с лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления (контрольные и надзорные мероприятия, распределение бюджетных ассигнований или ограниченных ресурсов, осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений и другие функции) способны вызвать обоснованные подозрения у окружающих в необъективности решений, принимаемых в пользу данных лиц.

Служащему не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления. Прием таких подарков может его скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в его честности, беспристрастности и объективности.

Участие в развлекательных мероприятиях, отдых, в том числе за рубежом, в компании лиц, в отношении которых служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления, способны скомпрометировать служащего.

Данные рекомендации также распространяются на ситуации, при которых функции государственного (муниципального) управления в отношении лиц, с которыми служащий состоит в дружеских взаимоотношениях, осуществляют подчиненные или подконтрольные служащему должностные лица, в случае если можно сделать вывод, что их действия осуществляются в интересах служащего.

2. Использование должностного статуса для получения личных преимуществ.

Служащий не должен использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера как для себя, так и в интересах иных лиц.

Служащему не допускается использование служебного удостоверения и иных служебных средств, в том числе, служебного транспорта, а также служебной информации для получения личных преимуществ для себя или иных лиц (например, при взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции, получении государственных (муниципальных) услуг, преодоления очередей и т.д.).

Неэтичным для служащего при решении вопросов личного характера для себя или в интересах иных лиц является упоминание фамилии, имени, отчества или должности третьих лиц, обладающих политическим или административным влиянием, с целью получения преимущества.

Служащему рекомендуется сообщать супруге (супругу), детям и иным близким родственникам (свойственникам) о недопустимости использования его имени, должности и авторитета для решения вопросов личного характера.

Недопустимым является использование служащим своего должностного статуса для целей, не связанных с осуществлением служебной деятельности, в том числе для рекламы товаров и услуг.

Служащему не следует совершать поступки, позволяющие усомниться в обоснованности или рациональности использования им транспортных средств, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного (муниципального) имущества, включая передачу их третьим лицам для целей, не связанных с осуществлением должностных обязанностей.

3. Использование имущества, несопоставимого с доходами.

Стоит воздерживаться от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также от безвозмездного получения имущества, в том числе во временное пользование, от коммерческих и некоммерческих организаций, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды служащему запрещено.

В служебном поведении необходимо воздерживаться от действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Дорогое имущество, законность происхождения которого не очевидна, может восприниматься как полученное в результате злоупотребления своим должностным положением.

 

Разъяснительная работа.

Государственным (муниципальным) органам рекомендуется на системной основе проводить комплекс разъяснительных мероприятий, направленных на повышение осведомленности служащих, граждан, поступающих на государственную (муниципальную) службу, иных лиц, обращающихся за получением государственных (муниципальных) услуг или взаимодействующих по каким-либо вопросам с государственными (муниципальными) органами, о принципах служебного поведения, которыми должны руководствоваться служащие. Рекомендации по организации проведения разъяснительных мероприятий содержатся в методических материалах Минтруда России по вопросам профилактики коррупции, размещенных на официальном сайте.

Применение мер ответственности.

Неэтичный поступок служащего может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. По итогам рассмотрения данного вопроса руководителю государственного (муниципального) органа может быть рекомендовано:

указать служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка;

применить к служащему конкретную меру ответственности, предусмотренную законодательством о государственной (муниципальной) службе и о противодействии коррупции.

Указание служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка может выражаться в:

устном замечании;

предупреждении о недопустимости совершения неэтичного поступка;

требовании о публичном извинении.

По решению руководителя государственного (муниципального) органа указание на недопустимость совершения неэтичного поступка может быть совершено в присутствии иных служащих.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные федеральными законами, должны применяться к служащему в случае, если совершение неэтичного поступка повлекло нарушение установленных ограничений, запретов и требований.

Строгость мер ответственности за совершенный служащим неэтичный поступок зависит от объема ущерба, причиненного репутации служащего или авторитету государственного (муниципального) органа. Принципиальное значение имеет анализ поступка служащего на предмет его соответствия ограничениям, запретам и требованиям к служебному поведению исходя из характера, места, времени и обстоятельств его совершения.

Размер аудитории, которой стало известно о совершении служащим неэтичного поступка, увеличивает ущерб, причиненный репутации служащего, авторитету государственного (муниципального) органа.

Государственным (муниципальным) органам рекомендуется учитывать наличие фактов совершения служащим неэтичного поступка, в том числе рассмотренного на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, при принятии кадровых решений.

Памятка по противодействию коррупции

Памятка по противодействию коррупции. Скачать (формат - .docx)

Противодействие коррупции

Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

-по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

-по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

-по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ - единая для определенной сферы деятельности государственных органов Ростовской области, органов местного самоуправления система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции. (Понятие взято из статьи 8 федерального закона от 12.05.2009. №218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области »).

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ на государственной или муниципальной службе - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. (Понятие взято из статьи 10 федерального закона от 25.12.2008. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

КОРРУПЦИЯ – это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица.
(Понятие взято из статьи 1 федерального закона от 25.12.2008. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. (Понятие взято из статьи 1 федерального закона от 17.07.2009. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО, КОТОРАЯ ВЛИЯЕТ ИЛИ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА НАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ИМ ДОЛЖНОСТНЫХ (СЛУЖЕБНЫХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ - возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. (Понятие взято из статьи 10 федерального закона от 25.12.2008. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
(Понятие взято из статьи 1 федерального закона от 25.12.2008. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Для получения консультации по вопросам противодействия коррупции Вы можете обратиться в Администрацию Уляшкинского сельского поселения ежедневно с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 13:00) по адресу: х. Верхние Грачики, ул. Суворова, д.13.

Информация по приему обращений граждан Каменской городской прокуратурой

Любой гражданин, владеющий информацией о фактах нарушения законодательства о противодействии коррупции на территории Каменского района может обратиться в Каменскую городскую прокуратуру по адресу: 347800, Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина, 2 или по тел. 8(86365) 7-26-09.

Методические рекомендации по проведению служебных расследований коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих

1. Общие положения

1.1. Под коррупционным проявлением следует понимать препятствующее осуществлению прав и свобод юридических лиц и граждан действие (бездействие) муниципального служащего, вызванное наличием коррупционных факторов.

1.2. Служебное расследование коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих (далее – расследование) следует проводить в целях выявления фактов, обстоятельств, причин, которые поспособствовали коррупционным проявлениям со стороны муниципальных служащих.

1.3. Реализация полномочий органов местного самоуправления тесно связана с потенциальными коррупционными рисками.

К полномочиям, затрагивающим права и свободы граждан и юридических лиц, при осуществлении которых могут возникнуть коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих, можно отнести:

формирование, утверждение бюджета, контроль за его исполнением;

установление, изменение и отмену местных налогов;

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

обеспечение отдельных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда;

создание условий для жилищного строительства;

создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,

вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

утверждение различной градостроительной документации, включая правила землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

осуществление муниципального контроля;

проведение конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

1.4. Основанием для проведения служебного расследования может являться:

установление факта совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка;

информация в средствах массовой информации,

информация в обращениях юридических лиц и граждан;

иные обстоятельства.

1.5. Расследование может быть поручено одному или нескольким должностным лицам органа местного самоуправления, отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации (далее - должностное лицо). Также для проведения расследования может быть создана комиссия. Период проведения проверки целесообразно ограничить, например, тридцатидневным сроком.

1.6. При проведении служебного расследования должностные лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к полномочиям правоохранительных органов.

2. Организация проведения служебного расследования

2.1. Расследование проводится по решению представителя нанимателя (работодателя) (руководителя отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации). Решение о проведении расследования оформляется правовым актом органа местного самоуправления, отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации (далее - орган).

2.2. В правовой акт о проведении расследования следует включать следующие сведения:

основание проведения расследования;

фамилия, имя, отчество, замещаемая должность лица, в отношении которого назначается расследование;

состав комиссии для проведения расследования (в случае, если такая комиссия создана);

указание о временном отстранении муниципального служащего от замещаемой должности на время проведения расследования с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности (при необходимости);

срок проведения расследования.

2.3. При необходимости муниципальный служащий, в отношении которого проводится расследование, в соответствии с федеральным законодательством может быть временно, но не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей.

2.4. При проведении расследования рекомендуется изучить и установить:

причинно-следственную связь между действиями (бездействием) муниципального служащего и наступившими последствиями;

причины и условия, способствовавшие коррупционному проявлению со стороны муниципального служащего;

характер и размер вреда, причиненного муниципальным служащим в результате коррупционных проявлений с его стороны.

2.5. Муниципальному служащему, в отношении которого проводится расследование, а также иным должностным лицам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе проведения расследования, должно быть предложено дать письменное объяснение.

2.6. В случае отказа указанных лиц от дачи письменного объяснения должностному лицу, проводящему расследование (комиссии), следует составить соответствующий акт.

2.7. При проведении расследования может потребоваться изучение документов и предметов, видео- и (или) аудиозаписей, связанных с коррупционным проявлением со стороны муниципального служащего.

Результаты изучения оформляются протоколом, в котором необходимо подробно описать изучаемый документ, предмет или запись. В случае изучения записи может потребоваться текстовая расшифровка записанной речи, которая должна быть отражена также в протоколе.

3. Порядок проведения расследования и оформление его результатов

3.1. Муниципальный служащий, в отношении которого проводится расследование, вправе:

давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, проводящих расследование, должностному лицу, назначившему такое расследование;

знакомиться по окончании расследования с заключением и другими материалами по его результатам, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

3.2. Результаты расследования в обобщенном виде следует документально зафиксировать, например, путем составления заключения.

3.2.1. В заключении следует указывать:

фамилию, имя, отчество, замещаемую должность лица, в отношении которого проводилось расследование;

основание проведения расследования,

сведения о должностных лицах, проводивших расследование;

перечень, описание и результаты мероприятий, проведенных в ходе расследования;

сроки проведения расследования;

наличие либо отсутствие фактов, обстоятельств и условий, способствовавших коррупционным проявлениям со стороны муниципального служащего;

предложения о проведении в органе необходимых предупредительно-профилактических мероприятий по противодействию коррупции.

3.3. Заключение о результатах расследования должно быть подписано должностным лицом, проводившим расследование (членами комиссии). Целесообразно передать заключение на утверждение представителю нанимателя (работодателю) (руководителю отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации).

3.4. Если в ходе расследования сделан вывод о том, что есть основания полагать, что имело место совершение муниципальным служащим правонарушения, рекомендуется направить документы в соответствующий правоохранительный орган.

3.5. Из документов, образовавшихся в результате проверки, рекомендуется сформировать проверочное дело. Проверочное дело хранится в кадровой службе органа или специалиста, осуществляющего кадровую работу. Срок его хранения следует определить в номенклатуре дел соответствующего органа.

3.6. Результаты служебного расследования целесообразно использовать для укрепления служебной дисциплины и профилактики коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих, а также их устранения в деятельности органов местного самоуправления.

OK60x60 VK60x60 tg

Виджет голосование

Яндекс.Метрика